ОБОБЩЕННАЯ ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ РОСГВАРДИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЛИНИИ ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019 ГОДА
В Московской области зарегистрировано 1 383 лицензиата, осуществляющих частную охранную деятельность, из них 367 охранных организации используют в своей деятельности более 3 461 ед. служебного оружия, имеют 145 групп быстрого реагирования.
В указанных организациях работают порядка 40 тысяч работников, имеющих правовой статус частного охранника, силами которых осуществляется охрана немногим более 56 тысяч объектов различных форм собственности (из них с помощью технических средств охраны 40 313).
В рамках осуществления государственной функции по контролю за деятельностью частных охранных организаций подразделениями лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по Московской области[1] проведено 7 039 проверочных мероприятий в отношении частных охранных организаций, в том числе на объектах, находящихся под их охраной, из них:
- 494 проверки соблюдения лицензионных требований (из них: 193 плановых, 80 внеплановых, 221 документарная);
- 516 мероприятий по контролю за соблюдением законодательства об оружии;
- 6 029 проверок организации охраны объектов.
В ходе проведения данных мероприятий в деятельности частных охранных организаций выявлено 214 нарушений, а также 770 нарушений действующего законодательства на объектах охраны, нарушители привлечены к административной ответственности.
По результатам проверок за выявленные нарушения:
- составлено 984 административных протокола, из них на юридических лиц – 27;
- 23 материала направлены в суд для принятия решения о привлечении к административной ответственности лицензиатов;
- аннулировано: лицензий на осуществление частной охранной деятельности – 15, удостоверений частных охранников – 13;
- изъято из оборота 75 ед. служебного оружия и 991 шт. патронов к ним, при этом возвращено изъятого оружия – 12 ед.
О выявленных нарушениях в организации охраны объектов в лицензирующие органы по месту регистрации частных охранных организаций в других субъектах Российской Федерации направлен 469 материалов.
За I полугодие 2019 года подразделениями ЛРР Главного управления проведена 191 плановая проверка ЧОО.
По результатам проведённых мероприятий выявлено 81 нарушение обязательных требований, вынесено 81 предписание об устранении выявленных нарушений, к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен 71 руководитель и 13 работников ЧОО.
Кроме того в отношении 13 ЧОО составлены административные протоколы по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, материалы о решении вопроса о привлечении юридических лиц к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Московской области. По результатам рассмотрения указанных материалов судом принято решение об удовлетворении 9 заявлений о привлечении к административной ответственности (6 решений о наложении административного наказания в виде предупреждения, 3–штрафа). Четыре материала находятся на рассмотрении.
В соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489, в связи с прекращением деятельности 2 частных охранных организаций проверки в отношении них исключены из ежегодного плана проведения плановых проверок, информация направлена в прокуратуру Московской области.
Одна проверка в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проведена в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица юридического лица и в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом.
В ходе проверок выявлены следующие характерные для всех частных охранных организаций нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации:
- отсутствие у работников частных охранных организаций удостоверений частного охранника, личных карточек охранника – нарушение ст. 3, 11.1, 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1[2];
- отсутствие, либо нарушение сроков подачи уведомлений о начале или об окончании оказания охранных услуг – нарушение ст. 11 Закона, Правил уведомления частной охранной организации территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»[3];
- отсутствие, либо неполное страхование работников частных охранных организаций на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг – нарушение ст. 19 Закона;
- отсутствие уведомлений лицензирующего органа при изменении юридического адреса, наименования, реорганизации организации, состава учредителей (участников), смене руководителя частной охранной организации – нарушение ст. 11.4 Закона, правил;
- нарушение сроков прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств - нарушение ст. 16 Закона;
- отсутствие копий заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом - нарушение ст. 12 Закона;
- отсутствие утвержденных должностных инструкций по действиям работников ЧОО при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны – нарушение ст. 12.1 Закона;
- не прохождение работниками частных охранных организаций ежегодного медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, либо не предоставление копий соответствующих заключений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности – нарушение ст. 12 Закона;
- несоответствие формы должностных инструкций частного охранника на объекте охраны установленным требованиям, отсутствие ознакомления с инструкцией работников частных охранных организаций – нарушение ст. 12.1, Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденных приказом МВД России от 22 августа 2011 г. № 960;
- отсутствие информации в договоре на оказание вооруженных охранных услуг о виде, типе, модели и количестве оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг – нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»;
- при оказании услуг с использованием видеонаблюдения, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны, персонал и посетители объектов охраны не проинформированы об этом по средствам размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время – нарушение ст. 12 Закона.
В целях предупреждения допущения нарушений частными охранными организациями обязательных требований, а также устранения причин, факторов и условий способствующих нарушениям Центр Главного управления рекомендует руководителям частных охранных организаций дополнительно изучить нормативные правовые документы, регламентирующие частную охранную деятельность, принять меры к недопущению подобных нарушений, ответственно отнестись к функциям, возложенным на частные охранные организации.